Юрий Попов (Россия, Челябинск). Человек, рожденный бороться

Быль САМБО — это быль человеческих судеб.
Ответить
Аватара пользователя
sambo robot
[bot]
Сообщения: 6341
Зарегистрирован: 20 мар 2007, 07:26
Откуда: сетевой житель
Контактная информация:

Юрий Попов (Россия, Челябинск). Человек, рожденный бороться

Сообщение sambo robot » 18 янв 2012, 12:45

«ЮП», Василий Трунов / (17.01.2012):
---
  • Человек, рожденный бороться
    Тренер Юрий Попов живет дзюдо и самбо уже пятьдесят лет

    Юрий Попов — невысокий жилистый человек с внимательными глазами. Ему 70 лет. Он старейший из работающих тренеров и живая легенда спортивной школы имени Григория Веричева. Он и есть история челябинского дзюдо. Корреспондент «ЮП» записал дневники его жизни, в которых уместилось немного смерти и немного любви.

    Детство

    — Я родился борцом. Сильным, трудолюбивым и целеустремленным. Я ведь деревенский парень. Моего деда, жившего в Еткульском районе, родная советская власть раскулачила и всю его семью, включая моих родителей, вывезла в леса за Златоустом. То были суровые годы. Мы постоянно голодали. Родители уходили в лес на целый день, работали по 10-12 часов. Мы с братом оставались дома вдвоем. Я просыпался первым и «подметал» все припасы, а брат целый день голодным сидел. В итоге родители стали убирать еду на верхние полки, чтобы я не мог до нее добраться.

    Самбо

    — Я начал заниматься поздно, в 21 год в армии. Несмотря на поздний старт, считаю, что я добился хороших результатов в этом виде борьбы. Например, стал первым чемпионом России из Челябинской области на взрослом уровне.

    Спортивную карьеру я закончил в 29 лет, поступил в педагогический университет и начал работать освобожденным тренером с Харисом Мунасиповичем Юсуповым (основателем дзюдо в Челябинске), которого мы называли Харис Михайлович. Я был его правой рукой. Он часто уезжал из Челябинска, мог отсутствовать полгода, но всегда был уверен, что с его родной школой ничего не случится.

    В то время в Советском Союзе было только самбо и впоследствии все дзюдоисты были самбистами. Хорошими. Потому что школа была сильной. Мы учились друг у друга. Я увидел, как великий советский самбист Давид Рудман делает болевой прием против коленного сустава. И начал его повторять. Поэтому на соревнованиях всем отламывал ноги и руки.

    Характер

    — Конечно, мы тогда были самоучками. Но я считаю, что когда сам увидишь и поймешь, как прием проводится, то он лучше откладывается в голове. Это от природы и от желания. Некоторые дети быстро все схватывают. Другим сто раз покажешь, а на сто первый приходится заново объяснять. Они либо не хотят, либо не могут. Все, конечно, еще и от координации зависит. У некоторых с рождения отличная ловкость. Но это не главное.

    Ко мне много ребят приходило, и я думал — все — это второй Сергей Лебедев (ученик Попова. — Прим. авт.). Но они бросали тренироваться. Сначала я пытался разговаривать с родителями, но потом понял, что это бесполезно.

    Я не люблю заставлять делать из-под палки. Говорят, что Никколо Паганини стал великим, потому что его силой заставляли играть. Но это один случай из миллиона. Остальные добиваются успеха за счет упорства и характера.

    Яркий пример — наш директор Иван Першин. Я как тренер видел, что ему недостает ловкости, но он за счет ежедневной работы, за счет трудолюбия добился высоких результатов. Выиграл Европу, был в призерах на мире, чуть-чуть не дотянул до медалей на Олимпиаде.

    Горичев

    — Таким же характером обладал мой ученик, мастер спорта международного класса Сергей Горичев. Однажды я повез его на первенство Союза. Когда мы ехали, он пожаловался на самочувствие. Утром его лицо пожелтело. Когда я подвел его к врачу после взвешивания, его госпитализировали. Позже поставили диагноз — гепатит. Но у Горичева оказался стальной характер, он на себе крест не поставил и вернулся в спорт. Я ему сказал: «Сережа, если хочешь выигрывать — бегай, разрабатывай печень, иначе нагрузку выполнять не сможешь». Через семь месяцев он уже выходил на татами и падал, хотя падать ему было нельзя. Через девять месяцев он занял третье место на чемпионате Советского Союза. Впоследствии он брал золото на Союзе и серебро на Европе. На закате карьеры Сергей порвал связки голеностопа, через два месяца приступил к тренировкам и спустя неделю взял третье место на чемпионате Союза в Челябинске. Вы представляете? У него всего три занятия было после выздоровления, но он все равно побеждал!

    Смерть

    — Подъем дзюдо случился в 70-е годы. Я начал тренировать спортсменов, которые впоследствии выигрывали первенства России и Союза. Один из моих лучших учеников — Сергей Лебедев. К сожалению, он рано ушел из жизни, получив травму шеи на чемпионате России. Для меня его смерть стала таким сильным ударом, что я хотел завязать с тренерской карьерой.

    Сережа боролся с другим моим воспитанником Валерием Гаврильчиком. Лебедев делал подхват ногой, но выполнил прием неудачно и воткнулся головой в татами. Он вывихнул шейные позвонки, а я их не вправил вовремя. В случае травмы тренеру нельзя подходить к спортсмену. Неизвестно, что у него. Неудачное действие может отправить человека на тот свет, а тренер сядет в тюрьму. Сережа двадцать дней пролежал в больнице, и умер. Он всего день не дожил до своего 21-летия.

    Я до сих пор виню себя за то, что когда он на тренировке выполнял подобный прием, я не сумел его как следует отругать, чтобы он навсегда вычеркнул его из своего арсенала.

    Евро

    — Сейчас дзюдо уделяется огромное внимание. Ребятам дают премии, дарят квартиры. Их портреты на плакатах развешаны по всему городу. Мой ученик Дима Зуев, выигравший первенство Европы по юношам, тоже красуется на баннерах. Мы его воспитали вместе с Андреем Востриковым, который сейчас с ним непосредственно работает.

    Внимание — следствие результатов. Не было бы медалей, не было бы и закуплено новое оборудование в Центр олимпийской подготовки, а Евро бы могло перехватить Тюмень. Там зал в полтора раза больше нашего. Это внимание приятно. Безусловно, я испытываю профессиональную гордость.

    Мне семьдесят, я из старой школы, но продолжаю работать и дело не в деньгах. У детских тренеров низкая зарплата. Просто я энтузиаст. Я самый старый из работающих тренеров, которые дают результат. У меня сейчас есть очень хорошие девочки и мальчики, которые вырастут в очень сильных спорт- сменов. Это воодушевляет.
---
2000+ твитов — и все про САМБО!

Ответить

Вернуться в «Самбисты | Sambists»